(по данным УФНС по Республике Башкортостан)
(пр.Салавата Юлаева, 55, г.Уфа, 450078, тел.: (347)229-70-90)
В соответствии с Законом Российской Федерации от 24.07.2007 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и Законами Республики Башкортостан от 28.12.2007 511-з "О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан" и от 21.11.2008 51-з "О бюджете Республики Башкортостан на 2009 год" Правительством Республики Башкортостан утверждена Республиканская программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан на 2009 год, предусматривающая выделение субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства республики.
Субсидирование субъектов малого предпринимательства предусмотрено как на начальной стадии становления бизнеса, так уже действующих организаций в виде возмещения части ранее понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства и организациями инфраструктуры затрат (по уплате процентной ставки по кредитным договорам, страховых взносов по договорам страхования, лизинговых платежей и других) по договорам, текущие обязательства по которым исполнены и оплачены в период с 1 января 2007 года до обращения ими за финансовой поддержкой, и затрат организаций инфраструктуры, связанных с реализацией проектов по вопросам поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан.
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Получателями бюджетных средств в соответствии со статьей 6 БК РФ признаются орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Следовательно, субъекты малого и среднего предпринимательства не являются получателями бюджетных средств.
Порядок исчисления налога на прибыль организаций установлен главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Согласно статье 247 НК РФ для российских организаций объектом обложения налогом на прибыль являются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, а под документально подтвержденными - затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитывается имущество, полученное налогоплательщиками в рамках целевого финансирования.
Однако перечень полученного в рамках целевого финансирования имущества носит исчерпывающий характер и не содержит финансирования коммерческих организаций - субъектов малого и среднего предпринимательства в виде частичного возмещения понесенных ими затрат.
В то же время пунктом 2 статьи 248 НК РФ установлено, что имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).
Согласно пункту 7 статьи 250 НК РФ доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав признаются внереализационными доходами.
В этой связи субсидии, полученные субъектами малого и среднего предпринимательства из бюджета Республики Башкортостан, подлежат включению в состав внереализационных доходов организаций.
Таким образом, поскольку основанием для субсидирования части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства является факт понесенных ими затрат за счет собственных средств, с наличием которых законодательство связывает право на их получение, и, следовательно, ранее учтенных при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль в полном объеме, то отражение суммы полученной субсидии в составе внереализационных доходов уменьшает осуществленные налогоплательщиком затраты.
Что касается субсидий, полученных субъектами малого и среднего предпринимательства на начальной стадии становления бизнеса, то они подлежат отражению в составе внереализационных доходов в зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов в соответствии со статьей 271 или статьей 273 НК РФ.
Для организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства и применяющих упрощенную систему налогообложения, единый налог исчисляется в соответствии с главой 26.2 НК РФ.
Согласно статье 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения при применении организациями упрощенной системы налогообложения доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав определяются в соответствии со статьей 249 НК РФ, внереализационные доходы определены статьей 250 НК РФ (за исключением доходов, определяемых статьей 251 НК РФ), то есть аналогично порядку признания доходов при исчислении налога на прибыль организаций.
Таким образом, поскольку денежные средства, полученные субъектами малого и среднего предпринимательства на начальной стадии становления бизнеса или в целях возмещения части понесенных ими затрат, не могут быть признаны целевым финансированием они в полном объеме включаются в состав доходов при исчислении налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
При этом датой получения доходов в силу пункта 1 статьи 346.17 НК РФ признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу.
В соответствии со статьей 32 НК РФ на налоговые органы возложена обязанность по разъяснению налогоплательщикам вопросов по порядку исчисления и уплаты налогов и сборов, связанных с исполнением ими обязанностей налогоплательщиков, предусмотренных статьи 23 НК РФ.
По вопросам, не связанным с непосредственным исполнением обязанностей налогоплательщика по уплате налогов и сборов, в частности, по отражению тех или иных хозяйственных операций в бухгалтерском учете, за разъяснениями следует обратиться в финансовые органы либо в аудиторские службы.